• ↓
  • ↑
  • ⇑
 
10:18 

Bullet journal

Сегодня я хочу рассказать о замечательной системе ведения дневников.
Небольшое предисловие. Практически все исследования твердят о том, что для того, чтобы эффективно планировать свое время, стоит как можно меньше вещей держать в голове. Говоря компьютерным языком - чем меньше вы загружаете мелочами оперативную память - тем у вас ее больше для решения действительно важных задач.
Но. Лично у меня всегда была сложность, что типовые планировщики мне не подходят и я быстро их бросаю. Соответственно, голова тут же переполняется множеством вещей, за которыми надо следить: деловые вопросы (когда кто приедет-уедет, кому заплатить или когда поступят деньги мне), учеба (у меня параллельно сейчас идет курс для фасилитаторов письменных практик, курс по арт-терапии и подготовка к квалификационной работе по нарративной практике). Встречи с друзьями и знакомыми, тренировки, читаемые книги (тут тоже обычно не все так просто и читаю я проф литературу по нескольку книг за раз). Сериалы (часть из них я пересматриваю на английском). Физическая активность, идеи для статей, идеи для работы и еще какая-то немыслимая куча вещей.
В один прекрасный момент я начинаю понимать, что не в состоянии запомнить простой список из покупок в магазине.
На мое счастье, на курсах нам рассказали о замечательной системе Bullet journal. Я ее опробовала на себе и хочу немного о ней рассказать.
Основная идея bullet journal - это система, которую вы настраиваете под себя. читать дальше

В целом, продолжать можно разными вариантами. Единственное, что стоит помнить, что система не предполагает "резервирования" чистых листов под какие-то разделы. К примеру, совершенно спокойно можно "прервать" ежедневник для записи идей, задач или еще чего-нибудь, а затем вернуться. Просто надо это отметить в содержании.

Что дает эта система? Легкость в поиске (заглянула в содержание - там все есть). Легкость в планировании. Да, на следующий месяц надо будет перенести все "лапками". Но даже это плюс - есть возможность оценить, насколько удобно, насколько нужно. Можно изменить формат, оформить так, как хочется. Освобождение "оперативной памяти". Минимальное время на планирование, отслеживание выполнения планов и их изменение.
Так что в целом рекомендую, если у вас есть потребность сделать органайзер под себя.

@темы: Шаг к себе, Письменные практики, Копилка личного опыта

12:09 

Итак, ответ на вчерашний вопрос - что общего видно в описании того, с какими вопросами можно работать при помощи экспрессивного письма по методу Пеннебейкера - это работа с чувствами. Очень важно писать про те чувства, которые вызывает у вас та или иная ситуация.

Однако это не единственное, что важно. На самом деле выделяют 4 ключевых момента. Вот они:

1) Фокусироваться на чувствах и переживаниях

2) Постепенно создавать связную историю

3) Описывать происходившее с разных точек зрения

4) Найти “свой голос” – стиль изложения, отражающий то, кто вы есть

@темы: Письменные практики

09:50 

Продолжая рассказ про письменные практики. Еще некоторые результаты исследований:

- Если вас уволили, то полезно для себя написать о всех своих чувствах, с этим связанных. Тогда вы с высокой вероятностью быстрее найдете новую, более устраивающую вас работу.

- Если вы только что поступили в университет, то полезно написать о своих переживаниях, связанных с этим, в начале семестра, тогда “врабатывание” и адаптация пройдут легче – и показатели успеваемости будут выше. Это отчасти связано с тем, что экспрессивное письмо увеличивает объем доступной человеку рабочей памяти.

- Если перед экзаменами написать о связанных с ними переживаниях, то в день экзамена настроение будет лучше и ответ (а соответственно, и отметка) тоже будет лучше.

- Если вы проходите лечение от тяжелой болезни, то полезно писать как о самых глубоких переживаниях, так и о том, какие уроки вы для себя извлекаете из опыта преодоления болезни, о том, что вы научились ценить, чему радоваться. Тогда вы будете лучше себя чувствовать и вам реже понадобится обращаться к врачу за помощью. Более того, вы будете более открыты поддержке со стороны близких.

- Если у вас аутоиммунные заболевания, то полезно писать о том, как вы справляетесь с ограничениями, которые накладывает болезнь, о ваших повседневных радостях, личностном и духовном росте. Тогда вы будете меньше утомляться.

- Если вы перенесли сложную операцию и у вас есть симптомы посттравматического стрессового расстройства, то письмо о том, каково вам было, когда у вас возникла необходимость в операции и о том, что вы переживали перед ней и после, поможет уменьшить частоту и интенсивность этих симптомов.

- Если кто-то из ваших близких вернулся со службы в армии или со спецзадания и испытывает трудности с возвращением к жизни “на гражданке”, в том числе трудности в отношениях с родственниками и друзьями, предложите ему написать о своих переживаниях, связанных с этим. Это поможет отношениям вновь наладиться.

- Если партнеры обращаются на семейную терапию, то если партнеры, в дополнение к терапии, будут писать о своих переживаниях, то они будут испытывать меньше гнева, подавленности и симптомов посттравматического стрессового расстройства.

- Если вы недавно родили ребенка, имеет смысл хотя бы в течение 10 минут хотя бы один раз написать о том, какие переживания и мысли приходили к вам в ходе родов. Это существенно снизит вероятность развития послеродового стрессового расстройства и послеродовой депрессии. Если ваш ребенок после рождения оказался в неонатологическом отделении, экспрессивное письмо с наводящими вопросами крайне полезно - 4 пятнадцатиминутных сессии письма снижают общие показатели стресса, а частота послеродового стрессового расстройства снижается почти втрое.

- Не стоит рекомендовать экспрессивное письмо старым людям или людям с начинающейся деменцией.

Завтра я еще немного расскажу о том, что важно учитывать при экспрессивном письме. Но может быть вы уже заметили что-то общее?

@темы: Письменные практики

01:42 

И снова про экспрессивное письмо по методу Пеннебейкера. Сегодня я расскажу немного о том, какие вопросы в ходе исследований этого метода ставили ученые и какие результаты получали.

Вопрос: Влияет ли экспрессивное письмо на функционирование иммунной системы?
Ответ: Да, сразу после письма и в течение нескольких последующих месяцев иммунная система функционирует лучше.

Вопрос: Что лучше для здоровья: писать о травмирующем переживании по максимально свободной инструкции - или с наводящими вопросами?
Ответ: С наводящими вопросами.

Вопрос: То есть, при экспрессивном письме происходит эмоциональная разрядка, “катарсис”, и именно это влияет на здоровье?
Ответ: Больше всего влияет создание связной истории, в которой есть место как признанию негативного опыта, так и способности справляться, извлекать уроки, видеть хорошее, несмотря на плохое; в этой истории события представлены с разных сторон, и пишущий устанавливает между ними как причинно-следственные, так и смысловые связи.

Вопрос: Влияет ли на то, насколько полезным окажется экспрессивное письмо, уровень образования, грамотность, писательские способности человека.
Ответ: Нет, не влияет.

Вопрос: Насколько свежей может быть травмирующая ситуация, с которой мы работаем методом экспрессивного письма?
Ответ: Чтобы экспрессивное письмо было полезным, с момента травмирующего события должно пройти не меньше трех недель.

Вопрос: А если у меня длящаяся травмирующая ситуация, которой конца и края не видать, может ли мне быть полезно экспрессивное письмо?
Ответ: Да, причем даже очень.

Вопрос: Я бы хотела попробовать экспрессивное письмо, но у меня аврал, цейтнот и завал дел. Мне стоит пробовать или лучше подождать, пока станет поспокойнее?
Ответ: Лучше подождать; в ином случае, постарайтесь спланировать так, чтобы после письма у вас было некоторое время для себя, чтобы подумать и успокоиться.

Вопрос: Если у нас есть выбор, на каком языке писать, это имеет значение?
Ответ: Казалось бы, должно, но исследования показывают, что нет.

Вопрос: Полезно ли писать о травмирующих переживаниях, о которых раньше уже рассказывал, или только о тех, о которых не рассказывал?
Ответ: Полезно писать и о тех переживаниях, о которых вы раньше рассказывали. При этом важно в процессе письма взглянуть на ситуацию по-новому.

Вопрос: Писать о травмирующих переживаниях может быть больно и неприятно. Каков риск, что человеку станет сильно хуже после экспрессивного письма?
Ответ: Если человек не страдает от посттравматического стрессового расстройства, то после экспрессивного письма о болезненном событии наблюдается временное ухудшение настроения (в течение нескольких часов), а потом настроение улучшается и в среднем становится лучше, чем было до экспрессивного письма.

Вопрос: Полезно ли для здоровья писать о приятных, хороших переживаниях, или только о травмирующих?
Ответ: О приятных и хороших переживаниях писать настолько же полезно, насколько о травмирующих.

Вопрос: Если человека травят, например, из-за его сексуальной ориентации, и у него от этого обостряются психосоматические заболевания, может ли ему быть полезным экспрессивное письмо?
Ответ: Да, конечно. Оно будет полезно и для здоровья, и для уменьшения пагубных последствий стигматизации.

Вопрос: Чтобы экспрессивное письмо было полезно, нужно ли присутствие профессионала?
Ответ: Изначально экспрессивное письмо проводилось следующим образом: получив инструкцию, испытуемый пятнадцать минут сидел и писал в одиночестве в пустой лаборатории. С тех пор были испробованы и другие форматы: групповая работа, работа в домашних условиях. Все эти варианты работают, и ни один из них не требует присутствия профессионала.

Вопрос: А если получать инструкции по Интернету и писать у себя на компьютере, сработает?
Ответ: Сработает. Чем более приватно экспрессивное письмо, тем более оно эффективно. Дома – лучше, чем в лаборатории, в одиночку – лучше, чем в группе, и никому не показывать текст лучше, чем показывать кому-либо.

Вопрос: А если я по той или иной причине не могу писать, будет ли мне полезно рассказать о моей травмирующей ситуации включенному диктофону в пустой комнате?
Ответ: Да, если вы будете переслушивать запись.

Вопрос: Правильно я понимаю, что если 4 дня по 15 минут писать о травме – это хорошо, то дольше – лучше?
Ответ: Не факт. Можно попасть “в колею” и оказаться “в тупике”. Слушайте себя: когда чувствуете, что “начинается что-то не то”, прекращайте писать.

Вопрос: Обязательно ли писать 4 дня подряд?
Ответ: Не обязательно. В принципе, чем больше времени проходит между сессиями письма (в пределах недели), тем более стойким оказывается эффект.

Вопрос: Обязательно ли писать 15 минут?
Ответ: Больше – можно, если пишется; меньше – не стоит.

Вопрос: Если я подозреваю, что у меня в детстве было серьезное травмирующее событие, но я об этом не помню, имеет смысл об этом писать?
Ответ: Ни в коем случае

@темы: Письменные практики

16:41 

Экспрессивное письмо по методу Пеннебейкера

Сегодня я расскажу про очень важный эксперимент, который провел профессор Пеннебейкер.
Сам по себе он очень прост: двум группам студентов (контрольной и испытуемой) предложили в течении 4-х дней приходить в лабораторию и 15 минут писать на листке по заданию. Писали они в одиночестве и после окончания времени могли забрать с собой исписанный лист, а могли оставить.
Контрольной группе давалось очень простое задание из серии опишите что вы ели на завтрак или опишите ваши ботинки. То есть совершенно простые бытовые вещи.
Испытуемой группе задание было иным: в течении этих 15 минут они должны были писать о болезненном, тяжелом, травмирующем, трагическом опыте из их жизни. Очень хорошо, если это будет событие, о котором вы никому не рассказывали до этого.

Так же с согласия участников были запрошены медицинские данные за период 2,5 месяца до эксперимента и отслеживались еще 5,5 месяцев после эксперимента. И выяснилось, что у контрольной группы практически не изменилось количество посещений докторов. В то время как у испытуемой группы - после экспериментов оно снизилось практически в два раза по сравнению с тем, что было до начала.

Таким образом, было положено начало большому количеству новых исследований о том, какой будет наиболее эффективная практика самопомощи при помощи письма. Какие должны быть ограничения, какие должны быть правила, чтобы улучшить состояние человека.

@темы: Письменные практики

13:10 

Техника безопасности для письменных практик.


Техника безопасности в целом общая для любых видов письменных практик. Здесь я приведу только ту часть, которая относится к индивидуальным занятиям.



1. Критичность к собственному состоянию, «контейнирование». Письменные практики не рекомендуются для самостоятельного применения людям в острых (а иногда и подострых) психотических состояниях, людям, страдающим от посттравматического стрессового расстройства; людям с серьезными трудностями переключения внимания. Если люди в этих состояниях хотят использовать письменные практики, это возможно делать в присутствии профессионала – специалиста в области психического здоровья. Этот профессионал вовсе не обязательно должен иметь доступ к записям, достаточно его присутствия во время письменного самоисследования и доступности в период после завершения письма.



2. Организация условий для занятий письменными практиками: важно, чтобы пишущего не тревожили и чтобы ему было комфортно. Некоторым людям комфортнее писать в полном одиночестве, кому-то – в окружении не вмешивающихся в его жизнь незнакомцев (в кафе, в метро и т.п.), кому-то – в специальной группе, посвященной письменным практикам. Некоторым людям перед началом собственно самоисследования оказывается полезно выписать на отдельный лист бумаги все мысли и заботы, мешающие сосредоточиться.



3. Обеспечение поддержки в случае необходимости. Иногда письменное исследование значимых и болезненных тем приводит к временному ухудшению эмоционального состояния. Важно, чтобы человек знал об этой возможности и заранее продумал, какая поддержка в этом случае может быть ему полезна, и как ее себе обеспечить. Особенно это касается людей с хроническими заболеваниями, склонностью к самоповреждению, аддикциями и нарушениями пищевого поведения.



4. Приватность. Если текст, который пишет человек, будет доступен для прочтения кем-то другим, это сразу серьезно ограничивает возможности выражения переживаний, подвергает его цензуре. Важно, чтобы у человека была возможность никому не показывать написанное и не читать его вслух. Если человек хочет сохранить свои записи, а не уничтожать их, важно позаботиться об обеспечении реализации права на тайну частной жизни.



5. Право не писать, о чем не хочется. В каждый конкретный момент времени человек способен выдержать какой-то определенный «объем» осознавания. Выход за его пределы сопровождается очень сильным нежеланием продолжать писать. Это ощущение следует воспринимать как своего рода «предохранитель», и не заставлять себя писать о том, о чем совсем не хочется. Если какая-то письменная практика не приносит пользы, нет смысла продолжать ее, можно попробовать что-то другое (даже на группе, когда все остальные участники выполняют данное фасилитатором задание; хорошо, когда у фасилитатора есть альтернативное задание как раз на этот случай).



6. Обратная зависимость между психоэмоциональным комфортом человека и уровнем структурированности заданий. Чем больший стресс испытывает человек на момент письменного самоисследования, тем более структурированным должно быть упражнение.



В том, что касается регулярности письменных практик, единых «правил» нет. Для кого-то на данном этапе жизни оказывается эффективнее ежедневное письмо по 10-20 минут, для кого-то – уход в «писательское погружение» на несколько дней. В этом, как и во многом другом, касающемся письменных практик (например, выбора типа письменной практики для конкретной ситуации), пишущий может положиться на свою интуицию.

@темы: Письменные практики

15:36 

Письменные практики.

С сегодняшнего дня я буду рассказывать про давно обещанные письменные практики. Что это такое? Это один из способов психологической помощи или самопомощи при помощи структурированного письма. Письменные практики не заменяют поход к психологу, но при этом могут быть очень хорошим подспорьем при невозможности найти своего специалиста или быть дополнительным способом проработать те темы, которые не получается обсудить ни с кем, даже на приеме у психолога. Те темы, про которые слишком страшно говорить, больно, стыдно. Когда нет уверенности в том, что у вас достаточный контакт или достаточный уровень доверия к специалисту.

Письменные практики хороши тем, что при соблюдении техники безопасности с ними можно работать самостоятельно, а можно и при помощи фасилитатора (человека, который будет помогать вам в вашей работе).
Они требуют от 20 до 30 минут в день. При этом вы можете заниматься ими там, где вам комфортно. Главное, чтобы у вас была уверенность в том, что в течении этого времени вас не побеспокоят. При этом текст можно писать от руки или набирать на компьютере - как удобнее для вас.
У них есть подтвержденный научными исследованиями эффект.

Чем они отличаются от обычного ведения дневника? Наличием определенных правил, структуры, наводящих вопросов. Наличием техники безопасности. Тем, что есть много видов письменных практик и, если вам не подошла одна из них - всегда можно подобрать другую, с которой вы сможете поработать сейчас.

@темы: Письменные практики

13:43 

Подошел к концу курс по нарративной практике и надо выбирать тему для квалификационной работы. А выбрать пока не могу: столько всего интересного и как из этого многообразия выбрать - не понятно.

Пока что лидируют темы:

- Работа с мотивацией. Нарративная беседа о том, что мотивирует, что наоборот - убивает мотивацию. Какие способы поддержания мотивации есть и какие можно использовать еще. Какие дела дают заряд энергии и служат "батарейкой" для достижения целей в других областях жизни. Кто поддерживает человека в его стремлениях и какая помощь нужна на самом деле.

- Копинговые стратегии. Это стратегии справления со сложными жизненными ситуациями. Как человек "сопротивляется проблеме", что делает для того, чтобы сохранить себя, свои ценности. Что помогает прожить тяжелые моменты и вернуть себе контроль над собственной жизнью, вернуть себе "свою жизнь".

- Исследование сексуальности. Нарративная беседа, которая позволит лучше понять, что такое сексуальность для человека. Какие есть "маркеры", какие есть ограничения. Насколько есть соответствие внутренним представлениям о том, что такое "быть сексуальным" и почему важно или не важно для человека. Как это влияет на принимаемые решения, на то, как человек живет.

- Гендерный вопрос. Что значит "быть женщиной" или, соответственно "быть мужчиной". Какие ограничения это накладывает и какие возможности открывает. Какие идеи связаны с понятием гендера для человека и как они влияют на его жизнь.

- Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Какие идеи кажутся важными и почему. Что помогает сепарации и что мешает. Какие долженствования есть у детей и какие есть у родителей. Как отпустить ребенка во взрослую жизнь для родителей и как отделиться от ожиданий родителей для детей.

- Жизнь в паре. Какие есть доминирующие идеи о том, "как это должно быть". Какие есть ожидания от партнера. Что способствует укреплению отношений в паре и что мешает.



В общем, это я к чему? Пока что у меня нет явных предпочтений среди этих тем. И сейчас еще можно маякнуть, если вам какая-то из этих тем актуальна. Это с одной стороны может повлиять на ее выбор в качестве основной. Либо как минимум на то, что я буду писать по этой теме посты и делиться интересными упражнениями.

@темы: Нарративная практика

13:13 

Забота. Подведение итогов.

Сегодня я хочу поговорить о такой важной вещи, как проявление заботы в нашей жизни. До этого я уже описывала четыре аспекта заботы по Тронто. А сейчас мне бы хотелось обсудить всегда ли мы должны проявлять все четыре вида заботы в отношении всех, кто нас окружает.

Первым делом, когда читаешь описание, кажется, что правильным и верным будет самой проявлять все виды заботы, всегда, в отношении всех родных и близких людей. Более того - что именно так и только так будет верно.

Но всегда ли надо непосредственно ухаживать за пожилым родственником или можно доверить эту заботу профессионалу, оставляя себе право на свою собственную жизнь? Где должна проходить граница между тем, чтобы вести себя в соответствии с ожиданиями других и своими целями и стремлениями?

 

Поэтому я сегодня предлагаю вам для размышления следующие вопросы:

- Как проявлены четыре вида заботы в вашей жизни? В отношении кого из близких вы проявляете те или иные аспекты заботы? В отношении кого хотите проявлять?

- Какие чувства вызывает у вас мысль о том, что некоторые виды заботы вы можете НЕ проявлять? Как по вашему это может сказаться на ваших отношениях: что может сделать возможным и что - нет?

- Как вы думаете - в том, какие виды заботы вам даются легче, что важно для вас? И в чем для вас заключается сложность с другими? Чтобы вы хотели изменить в своем отношении к заботе?

- Какие виды заботы в отношении себя просты для вас и какие - сложны? О чем это побуждает вас задуматься? К каким действиям это может вас привести?


@темы: Нарративная практика, Письменные практики

10:59 

Забота. Часть 4.

Сегодня будет разговор про четвертый аспект заботы. Мне кажется, что он чаще всего бывает наиболее сложным. Итак, по Тронто — это принятие заботы от того, о ком ты заботишься сам. При этом признается взаимная природа отношений заботы. Тронто утверждает, что наше общество во многом умаляет и маргинализует тех, о ком заботятся другие, представляя их пассивными потребителями заботы.

И вопросы для размышлений:
- Насколько вам легко и просто принимать заботу о себе?
- Какую заботу о себе вам принять легко, а какую - очень сложно?
- Какие чувства вы испытываете, когда заботятся о вас?
- Какие примеры из вашей жизни вы можете вспомнить, когда в отношении вас проявляли заботу?
- Как вы себя чувствуете, когда за оказанную услугу вас благодарят, дарят подарки или оплачивают ее?

@темы: Письменные практики, Нарративная практика

12:00 

Забота. Часть 3

Третьим видом заботы является непосредственный уход за кем-либо: за ребенком, престарелым, больным или инвалидом. Сюда же включается и работа по дому. Уход может осуществляться и на профессиональной основе, этим занимаются няни и сиделки, а также медсестры и медбратья, уборщицы и повара в учреждениях дневного или постоянного пребывания. Когда такая работа выполняется членами семьи, она никак не оплачивается, поэтому и в том случае, когда человек выбирает для себя в качестве профессии уход за теми, кто в нем нуждается, эта профессиональная деятельность оплачивается крайне низко.

Вопросы для размышления:
- В чем для вас проявляется разница между вторым и третьим видом заботы?
- Легко ли вам проявлять такой вид заботы, как непосредственный уход?
- Какие еще примеры вы можете привести для непосредственного ухода? Как этот вид заботы может проявляться в вашей обычной жизни?
запись создана: 22.02.2017 в 11:41

@темы: Письменные практики, Нарративная практика

15:57 

Я сейчас подумала о том, что возможно есть какие-то темы, которые очень важны для вас. Темы, на которые хочется поразмышлять. Поэтому я предлагаю в комментариях к этому посту писать про них. Это могут быть просто темы, вопросы, ситуации. Их можно писать в умыл, если для вас это будет комфортно.

Что с этим предлагаю сделать я? Я буду брать саму тему (анонимно писать о ней) и предлагать вам для размышления некоторые вопросы или упражнения из письменных практик. Мне кажется, что это может быть очень полезно для того, чтобы посмотреть на ситуацию с немного неожиданного ракурса, понять "а как оно работает у меня", получить толчок для дальнейшей работы (если вдруг кому-то он был нужен).

Если вас заинтересовало это предложение, то тогда жду ваши вопросы и темы.

@темы: Письменные практики, Нарративная практика, Вопрос к читателям

13:23 

Забота. Часть 2.

Сегодня мы поговорим о втором аспекте заботы. Его можно охарактеризовать как «организационный» — это деятельное обеспечение благополучия.

То есть это конкретные действия, направленные на улучшение условий, в которых живет человек. Так можно заботиться не только о людях, но о бизнесе, например. Работающая мама деятельно обеспечивает благополучие своего ребенка, выбирая для него хороший детский садик или няню, или съезжаясь с семьей своих родителей.

А теперь немного вопросов:

- Как вы проявляете этот тип заботы в отношении своих близких? А в отношении себя?

- Есть ли у вас какое-то дело, о котором вы деятельно заботитесь?

- Как вы относитесь к такому аспекту заботы: это само-собой разумеется или вам надо прикладывать определенные усилия? Что вызывает сопротивление, а что вас поддерживает в таком проявлении заботы?

- Что это вам дает?

- Как вы думаете, что это говорит о вас, как о человеке?


@темы: Письменные практики, Нарративная практика

10:38 

Забота. Часть 1.

Сегодня мне хочется обратиться к теме заботы, которую мы проявляем в отношении близких. Поэтому я процитирую Джоан Тронто. Она определяет заботу как любую деятельность, направленную на поддержание или восстановление любого элемента, входящего в состав нашего жизненного мира, при этом забота о себе, о других людях и природном мире связывается воедино в «страховочную сетку жизни» (Tronto, 1993). Ее представление о заботе как нравственном явлении исходит из более ранней работы Кэрол Гиллигэн об этике заботы (Gilligan, 1982).

Тронто выделяет четыре составляющих процесса заботы. И о первом мы поговорим сегодня:

Итак, сегодня мы рассуждаем о таком аспекте, как неравнодушие, сердечное внимание, утверждение бытия другого человека и радость от наличия отношений. «Работа сердечного внимания» может принимать явно видимую форму организации праздников и семейных торжеств, а также существовать в виде внимания к мелочам, вроде того, чтобы помнить, когда у кого день рождения, кто что коллекционирует и любит на завтрак. Все это требует вложения некоторых усилий и демонстрирует важность и уникальную ценность другого человека для того, кто проявляет сердечное внимание, или особого качества отношений, существующих между двумя или более людьми. Большая часть действий, выражающих сердечное внимание, относятся к «досугу», но их смысл и значимость выходят за пределы «времяпрепровождения». Если мы сердечно внимательны к кому-либо, мы можем понять и предвосхитить его или ее потребности, стать более отзывчивыми и адекватными в проявлении других аспектов заботы. Для многих людей понятие «родной человек» подразумевает взаимность сердечного внимания

 

И вопросы для размышления:

- Как в вашей жизни проявлен этот аспект заботы? О ком вы заботитесь с сердечным вниманием? Есть ли кто-то, кто проявляет такую заботу в отношении вас?

- Есть ли что-то, что особенно затронуло вас в описании этого аспекта заботы?

- Чтобы вы хотели привнести в свою жизнь? Если да, то что вам кажется, надо сделать для этого?

- Какие чувства вы испытывали, когда читали описание, данное Джоан?

- Как может сказаться на ваших отношениях, если вы будете проявлять такое внимание к вашему партнеру? Как это может их изменить?


@темы: Копилка личного опыта, Нарративная практика, Письменные практики

14:13 

Метафоры в нашей жизни

Каждый раз, когда мы рассказываем кому-то или самим себе о наших взаимоотношениях с проблемой, мы говорим метафорически.

Проблема нас может угнетать, притеснять, давить тяжестью, ложиться на наши плечи. Она может быть несправедлива по отношению к нам. Она может не знать, как для нас будет лучше и действовать как умеет. С проблемой мы чаще всего боремся или воюем. На подсознательном уровне люди чаще всего уверены, что справились с проблемой, если они ее "уничтожили", "победили". Даже само слово "справились" тоже говорит о борьбе.

И чем это плохо? А бывало ли у вас, что вам казалось, что вы "победили", а затем проблема возвращалась? Как вы себя чувствовали при этом?

Возьмем для примера тренировки, изучение языка или иной долговременный проект. Вы занимаетесь им, занимаетесь, пока в один прекрасный момент не возникает желание полежать на диване, посмотреть сериал, вообще ничего не делать. И в этот момент возникает образ борьбы, образ войны с "ленью", с прокрастинацией. Вы ищете причины, устраняете их. Вы ищете мотивацию. Развиваете силу воли. И вы побеждаете. Тренировки и занятия снова идут полным ходом. Так, как кажется правильным. Пока снова не возвращаются наши старые знакомые - самосаботаж и стремление "забить на всё".

Как часто после этого возникает ощущение, что вы проиграли? Что все усилия были напрасны? Что всё сделанное - бессмысленно? К сожалению, чаще, чем хотелось бы. И частично в этом виновата метафора. Если вы воевали с ленью и проиграли, если вы боролись с прокрастинацией и у вас оказалось недостаточно сил и воли, то стоит ли снова ввязываться в безнадежный бой? Как долго вы будете бороться?

Так что же делать, если не бороться? Ну давайте попробуем составить список вместе. Итак, от проблемы можно уйти, уменьшить ее давление (откачав напор или отвинтив вентиль), ослабить хватку проблемы, отобрать свою жизнь у проблемы обратно себе (вернуть себе свою жизнь), бросить себе спасательный круг, приручить проблему или обуздать ее. Добавляйте метафоры, если они у вас появятся.

Все в том же нашем примере с долговременным проектом и прокрастинацией, как могут выглядеть в реальности эти метафоры?
- Мы можем уменьшить давление, которое создает нам самосаботаж тем, что признаем, что и нам нужен отдых время от времени. А так же пониманием того, что временный перерыв совершенно не означает нашего проигрыша или поражения. Это всего лишь пауза на восстановление сил.
- Отобрать свою жизнь обратно. Это может быть констатация факта, наше сознательное решение о паузе, за которую не надо испытывать чувство вины, "есть себя поедом", не давая себе толком отдохнуть.
- Бросить себе спасательный круг. Оказать себе поддержку, принять себя не только на волне успеха, но и в трудные периоды жизни. Верить, что вы достойны уважения даже в моменты, когда все идет не по плану.
- Приручить проблему. Прекрасный пример - структурные прокрастинаторы. Люди, которые используют с пользой свою особенность. Да, они до последнего откладывают важные дела. Однако за это время они успевают сделать сотни других дел, не менее важных и нужных.

Метафор может быть много. Очень много. И еще больше - их воплощения в вашей жизни. Но о них стоит задумываться, чтобы они помогали.

@темы: Нарративная практика

14:07 

Закончилась неделя с МАК. И у меня на очереди метод, который бы мне хотелось обсудить. Это ТЭС - техника эмоциональной свободы. Метод, который вызывает у меня вопросы и по поводу которого хотелось бы большего понимания. Ну и обсуждения, да.

Итак, сам по себе метод относится к методам психологической самопомощи. Основная идея - это совмещение эмоций с работой по точкам. Автор этого метода Гари Крейг отобрал 13 точек, которые надо надавливать в то время, когда вы испытываете те чувства, которые хотите проработать.

К сожалению, в книге скорее дается агрессивная позиция it`s magic! нежели чем объяснение, почему же оно все-таки работает. Однако много внимания уделяется вопросу того, что надо не запрещать испытывать те или иные чувства или состояния, а работать с ними.

Подозреваю, что в первую очередь целительным является именно это: разрешение чувствовать страх, агрессию и другие чувства. Но для меня большим вопросом является роль акупрессуры в этом процессе. Почему именно эти 13 точек, почему именно в такой последовательности? Как акупрессура взаимодействует с испытываемым состоянием и почему это может срабатывать на уменьшение и даже на избавление от страхов, панических атак и других нежелательных состояний.

Если вы сталкивались с этой техникой, если у вас появились какие-то мысли по этому поводу - давайте обсудим.


@темы: Обсуждение

10:51 

МАК. День 7

Вчера мы говорили о стабильности. Сегодня - о переменах.

Перемены в жизни бывают разные: маленькие и большие, радостные и трагические, касающиеся только одного человека или целых народов.

- С какими переменами вам справляться легко?

- Какие перемены вы бы хотели сейчас привлечь в свою жизнь?

- Где для вас проходит грань между необходимой стабильностью и переменами? Что вам сейчас нужнее?

- Если вы думаете о переменах в вашей жизни и смотрите на картинку ниже - какие у вас возникают чувства и эмоции?

 


@темы: МАК

11:14 

МАК. День 6.

Поговорим сегодня о стабильности. Есть ли у вас ощущение стабильности вашей жизни?

А наводящие вопросы будут немного провокативны:

- Подходит ли вам стабильная жизнь?

- Что бы вы хотели оставить неизменным в вашей жизни?

- Какие чувства, какие эмоции вызывает у вас стабильность?

- Какое слово более точно описывает для вас это состояние: стабильность, неизменность, застывание... что-то еще?

- Что из картинки вы бы хотели взять с собой, а что - оставить позади?

 

 


@темы: МАК

10:51 

МАК. День 5

Сегодня давайте подумаем о целях в нашей жизни.

 

Наводящие вопросы:

- Какие цели определяют вашу жизнь сейчас?

- Что важного для вас в ваших целях? Почему вам они нужны?

- Как изменится ваша жизнь, когда вы их достигнете?

- Как ваши цели меняют вашу жизнь уже сейчас?

- Что эта картинка имеет общего с вашими целями?

 


@темы: МАК

10:25 

МАК. День 4

Вчера мы говорили про сложности - сегодня поговорим о ресурсах. Какие ресурсы для вас оказываются важнее: внутренние или внешние? Какими из них вы пользуетесь постоянно, а какими - время от времени? Есть ли ресурсы, которыми вы пользуетесь крайне редко?

 

Наводящие вопросы для сегодняшних размышлений:

- Какую историю вы чаще всего рассказываете себе о своих возможностях?

- Чтобы вы делали, если бы имели безграничные ресурсы?

- Что вы чувствуете, глядя на карту?

- Где как вам кажется вы можете найти ресурсы, которые вам нужны прямо сейчас?

- Что в вашей жизни по настоящему ценно для вас?

 

 


@темы: МАК

How to...

главная