Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных

Это профессиональный дневник. Так как я психолог, то и информация здесь будет так или иначе связана с психологией.

Здесь я пишу о том, что мне сейчас интересно. В частности, в данный момент мне очень интересны практики самопомощи: работа с метафорами, письменные практики, работа с телом. Помимо этого иногда я перевожу статьи, которые зацепили меня и выкладываю их.

В этой записи можно задавать вопросы и предлагать темы, на которые бы хотели увидеть посты или вопросы для размышлений.
URL
  • ↓
  • ↑
  • ⇑
 
11:23 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг. Доступно для участников.

URL
18:21 

Сегодня на письменном завтраке мы рассматривали тему "Истории, рассказанные телом". Мы говорили о том, как зажимы влияют на тело, на мироощущение. Как появляется замкнутый круг от невыраженных эмоций, которые проявляются в виде напряженных мышц. Как со временем люди перестают чувствовать эти зажимы и убеждают окружающих, что им хорошо жить с таким постоянным напряжением. Как попытка распрямиться, расслабиться, вызывает чувство дискомфорта.
Мы говорили о том, как мы воспринимаем свое тело и ту историю, которое оно рассказывает нам, и как это же воспринимается другими.

Но самое основное - мы работали с тем, как слышать сигналы своего тела. В ходе занятия я придумала упражнение, которое одна из участниц назвала "Словарь тела". Предлагаю вам попробовать это упражнение и поделиться, как оно было вам.
Что надо сделать? Возьмите лист А4 и напишите на нем основные группы сигналов, с которыми ваше тело обращается к вам. Например, мы писали про сигналы "мое-не мое", сигналы "хватит! стоп!", сигналы "давай еще!", сигналы, которые обеспечивают то, что нужно самому телу (физиологические потребности тела). Вы можете добавлять в этот список те группы сигналов, которые актуальны для вас.
Затем для каждой группы напишите все признаки, по которым вы можете это понять. Какие эмоции возникают, какие ощущения в самом теле (где именно, какое само по себе ощущение), какое состояние возникает.
После этого посмотрите - какие сигналы вы слышите чаще.
А затем подумайте - как часто вы "отвечаете" телу, что услышали этот сигнал. Как быстро вы делаете то, о чем вас просит ваше тело. Что происходит, когда вы игнорируете этот сигнал?
Сейчас пришла в голову мысль, что можно еще сделать шкалы состояний, которые бы показывали, как ваше тело "усиливает" сигнал, который вы "пропустили". Возможно, это тоже будет полезно. Что-то вроде:
- Легкое чувство голода - начинает сводить желудок - сильное чувство голода - кружится голова - теряется концентрация - ощущение, что еще немного и потеряю сознание.
Тогда можно будет отслеживать и то, сколько сигналов вы пропустили, и думать - хотите ли вы с этим что-то делать или нет. И, если хотите, искать подходящие для вас методики.

В общем, по моим ощущениям, это была хорошая работа, которая дает простор для мыслей и идей. А как вам - что отозвалось? Что показалось интересным или полезным?

@темы: Копилка личного опыта, Письменные практики

08:45 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг. Доступно для участников.

URL
10:22 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг. Открыто для участников

URL
10:14 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный курс "Образ себя". Открыто для участников.

URL
09:49 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг "образ себя". Открыто для участников.

URL
10:27 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг. Открыто для участников.

URL
09:27 

lock Доступ к записи ограничен

Письменный тренинг. Доступно для участников.

URL
16:00 

Письменная группа по теме "Образ себя".

Я провожу письменные завтраки здесь, в Будапеште. И вот на недавнем завтраке мы вышли на тему "Образ себя".
- Какая я, какой хочу быть? Что в этом ценно и важно для меня?
- Как я это реализую в своей жизни. Какие поступки и решения я принимаю из образа себя?
- Есть то, что хотела от меня мама, есть то, что хотел отец. А где я сама?
- Как я понимаю, когда я - такая как мне всегда хотелось и мечталось?

На завтраке у меня родилось несколько упражнений, которые по зрелому размышлению выросли в недельный письменный тренинг. И вот сейчас мне очень хочется провести тестовую группу.
Первый человек, который откликнется - будет участвовать бесплатно, остальные - за небольшую сумму в 500 рублей.

Как все будет происходить?
В этом дайрике будут созданы закрытые записи, доступные участникам. На каждый день с самого раннего утра будет даваться задание, которое потребует около 20 минут времени для его выполнения. Основное задание участники будут делать только для себя (то есть эти записи не надо будет никому показывать - это позволит вам писать для себя, без цензуры, без учета "а как это будет выглядеть для других"). И часть (рефлексивные отклики по каждому дню) - выкладывать в комментариях. Так же в комментариях можно будет задавать уточняющие вопросы. Моя помощь будет заключаться в создании заданий и поддержке: если вам будет не очень понятно, если вам будут нужны дополнительные вопросы, если вам не очень подойдет письменная техника данного дня - обо всем этом можно писать и я буду корректировать задание под вас. Я буду заглядывать в записи несколько раз в день и отвечать на появившиеся вопросы.

Вопросы и ответы

Где можно записаться? Прямо здесь, в комментариях.
Как можно оплатить? Через Яндекс-деньги или переводом на карту.
Когда это начнется? В понедельник, 07 августа. Продлится до воскресения, 13 августа. И еще три дня я буду помогать и отвечать на вопросы. Это может быть полезно, если вы не сделали все задания к воскресению или у вас появились дополнительные вопросы после.
И зачем записываться? Во-первых, за неделю мы сделаем многое, что позволит увидеть, понять, почувствовать желаемый образ себя. Посмотреть, что уже сейчас есть, как и куда стоит двигаться дальше для того, чтобы жить, опираясь на себя. Во-вторых, у вас будет несколько хороших письменных практик, которые вы можете использовать и дальше для себя. В-третьих, это хорошая практика самопомощи, которая очень здорово дополняет терапевтический процесс, если вы занимаетесь с психологом и которую можно использовать и без такой работы для укрепления предпочитаемой жизненной истории, сделать видимыми свои ценности и имеющиеся достижения.

Записывайтесь!

@темы: Письменные практики, Объявление, Тренинг

11:14 

Привет всем.
Давно меня тут не было - но зато я планирую вскоре развить неплохую такую активность. А пока, в качестве пролога, у меня есть к вам интересное предложение.
Я сейчас начинаю исследование на тему отдыха и восстановления. И мне нужны люди (очень много людей - вот реально ОЧЕНЬ МНОГО), которые бы согласились выделить на беседу со мной 30-50 минут своего времени и ответили бы на мои вопросы о существующих установках про отдых, отпуск, восстановление, о проблемах, с которыми они сталкиваются, когда отдыхают (например, если есть ощущение что это трата времени, когда можно было бы сделать что-то полезное и другие).
Чем это может быть полезно вам, как участнику такой беседы? Я думаю, что после нашей беседы вы сможете лучше понимать, как вы понимаете, что вам пора отдохнуть. Какие у вас есть типичные сценарии отдыха и насколько они эффективны для вас. Что вас останавливает от того, чтобы попробовать что-то новое и принципиально другое. Что для вас важно в отдыхе для полноценного восстановления.

В общем, я буду очень рада добровольцам. Это объявление можно и нужно перепощивать, можно "приводить с собой друга" и самому записываться. Надеюсь, мы с вами будем полезны друг другу.

UPD На всякий случай добавлю сюда, в пост, мой скайп, чтобы не надо было его искать по комментариям. tayarakun. Если для вас удобнее другой мессенджер - давайте согласовывать это в умылах.

@темы: Объявление, Вопрос к читателям

10:35 

Я уже писала про замечательную систему bullet journals. Сегодня мне интересно поделиться одним наблюдением, основанным на опыте нескольких месяцев её использования.
Среди прочего я использовала треккер рутинных дел. Пример картинки в конце поста (на всякий случай - это просто пример. Все совпадения с реальностью случайны) ))). Отметки можно придумывать свои, которые будут удобны для понимания.

Что дает этот треккер и для чего им удобно пользоваться? Дает он, конечно же, удобство. Его очень быстро заполнять (можно заполнить и за два-три дня). Можно с легкостью добавить любое нужное дело, которое вы хотели бы отслеживать.
Но о чем бы я хотела сказать? О том, что такой треккер очень классно использовать для наблюдения за собой. Если не ставить себе целью всенепременно соблюдать и каждый день делать прямо все-все дела. А если есть с одной стороны ощущение важности рутины (учить венгерский, например). Но - если по итогу получается, что учу я его только на курсах и самостоятельно не занимаюсь, то это хороший повод при составлении списка рутин на следующий месяц задуматься:
- В чем я вижу важность этого дела, раз переношу его из месяца в месяц?
- Что мне мешает заниматься по графику, который я себе наметила?
- Что мне дает/даст занятие этим делом?
- Чего меня лишает это занятие?
- Какие главные препятствия я вижу?
- Что мне помогает заняться именно этим делом?

Такой вот анализ помогает выявить, насколько мне это дело действительно нужно. Сделать для себя условия лучше. Самое главное - не принимать для себя установку, что "я ДОЛЖНА делать все эти дела каждый день". Это не висящий надо мной топор - это средство для анализа и наблюдения: а как оно у меня там? В какое время мне легче взяться за ту или иную рутину? Какие есть условия, когда я знаю, что вот вообще не пойдет сегодня, а какие - когда с радостью и удовольствием все сделаю? От чего это зависит?

Очень помогающий инструмент оказался.

@темы: Копилка личного опыта, Письменные практики, Шаг к себе

11:07 

Знаете, у меня тут возникло предположение, что очень часто есть не понимание того, как работает психолог. Что он такого волшебного делает, что это меняет человека.
Поэтому у меня есть идея рассказать о тех методиках, принципах и подходах, в которых работаю я, чтобы стало понятнее, а зачем это мне предлагают написать сказку или нарисовать что-то или почему это меня расспрашивают о том или ином моменте.
Соответственно, мне любопытно - есть ли интерес к этой теме?

Если интерес есть, то я готова рассказывать про:
- изотерапию
- глинотерапию
- песочную терапию
- сказкотерапию
- нарративный подход
- метафорические ассоциативные карты
- мандалатерапию.

Если интереса нет, то тогда я скорее буду рассказывать о других вещах. Например, у меня в планах есть цикл статей о:
- прокрастинации
- боязни успеха
- отдыхе
- дискурсе эффективности в нашей жизни
- и многие другие.

Соответственно, вопрос - поделитесь пожалуйста, что вам интеснее? Или напишите, что сейчас приоритетнее?
Так же напоминаю, что если у вас есть какой-то вопрос о том, как и что можно сделать с каким-то вашим запросом - пишите. Можно в умылку, можно в комментарии. И я обязательно напишу пост на эту тему.

@темы: Объявление, Вопрос к читателям

13:04 

Вчера слушала вебинар коллеги по работе с отдыхом. И у нее прозвучала очень интересная мысль о том, что очень многие люди считают усталостью только усталость физическую: если есть еще силы встать и пойти что-то сделать, то значит, я еще не устала. Усталость же эмоциональная или интеллектуальная не считаются усталостью и рассматриваются человеком как лень, как слабость воли, как прокрастинация.

И мне вот стало интересно - а как для вас, если физически силы еще есть, а эмоционально - видеть никого не хочу или интеллектуально - ну сто раз попробовал и не могу решить эту задачу... - вот это является ли поводом для отдыха?

@темы: Вопрос к читателям

10:06 

Я много работаю с темой прокрастинации. А с ней не менее тесно связана тема мотивации. И тут попалось мне интересное исследование, в котором говорится о двух базовых видах внутренней мотивации человека.

Первый - знаком всем. Это мотивация, нацеленная на успех. Это то, что обычно мы и понимаем под словом "мотивация":
- ожидать лучшего в смутные времена.
- смотреть на вещи оптимистично.
- чем больших результатов достигаешь - тем больше успех.
- надо рассчитывать/надеяться/верить в лучшее.
И так далее.

Вот только этот способ работает не у всех и не всегда.

Второй способ - нацелен на избегание неудач.
- надо предусмотреть все.
- надо все продумать до того, как начинать дело.
- надо действовать по плану и тогда можно сделать дело хорошо.
- все может пойти наперекосяк, если не предусмотреть все возможные сложности.

Самое интересное, что люди, у которых доминирующая мотивация первого типа могут сделать ровно такие же выводы и принять точно такие же решения, как и люди, у которых доминирует второй.
"Я куплю эту машину, потому что она самая быстрая, престижная и красивая". (Нацелены на успех)
"Я куплю эту машину, потому что она самая безопасная, надежная и экономичная в эксплуатации". (Нацелены на безопасность, на избегание неудачи).
Строго говоря - это может быть одна и та же машина. Просто при выборе люди смотрят на разные ее качества.

Опять же в разных ситуациях нашей жизни мы можем руководствоваться как первым типом мотивации, так и вторым. Для поездки на море лучше подойдет первый тип, но для той же поездки на море с маленьким ребенком лучше подойдет второй тип. В идеале - их комбинация, конечно же.

Для чего может быть важно знать свой тип мотивации, который чаще используется? Для того, чтобы понимать:
- человеку с доминирующим первым типом мотивации всю радость может "убить" попытка понять, где надо "насыпать соломки". Для него важно идти вперед, высказывать новаторские идеи, смотреть под неожиданным углом на привычный мир.
- человека с доминирующим вторым типом мотивации будет бесполезно и даже вредно призывать забить на список "что еще надо учесть". Для такого человека очень важно понимать, что он сделал все, что было возможно для предотвращения неудачи. И такие люди хороши в планировании, в построении долгосрочных планов, оценки реалистичности проектов.

Как вы думаете, какой тип мотивации вам больше присущ? А в каких ситуациях больше проявляется первый, в каких - второй?
Что бы вы могли делать для того, чтобы помочь себе в выборе лучшей стратегии при начале нового дела?

@темы: Размышление, Рабочая тема

12:19 

Упущенные возможности.

Меня попросили рассказать про упущенные возможности. Цитируя автора этой очень интересной темы: "Что делать, если раз за разом возвращаешься к мысли о том, что если бы не испугался нового, не боялся ошибиться, то был бы сейчас совсем на другом уровне развития. И ждешь нового шанса, а его все нет. "

Когда я думала над этой темой, то поняла, что всегда есть две точки на линии времени. Первая - там, где мы принимаем то или иное решение. И вторая - там, где мы понимаем, какие возможности были упущены.
Мне это кажется очень важным. Потому что в первой точке мы не принимаем решение сознательно упустить хорошие возможности - нет. Там мы делаем выбор из того понимания ситуации, которое у нас есть. Из осознания своих ресурсов и возможностей. Из тех ограничений, которые на нас воздействуют. Из задач и целей, которые более важны на этом этапе жизни.
Какой же выбор мы делаем в этот момент? Самый лучший для нас. Это очень странно и не всегда кажется логичным, но в этой поворотной точке у нас есть резоны принять именно это решение. Да, оно может "консервировать ситуацию" для нас и не давать новые пути для развития. Но именно оно сохраняет для нас что-то очень важное в тот момент.

Когда же появляются сожаления об упущенных возможностях? Когда мы смотрим на ситуацию с "высоты прожитого опыта". Когда у нас уже другие цели, другие возможности, другой опыт.
Конечно, в момент принятия решения, у нас может быть понимание что надо учить английский - он полезный и вообще пригодится. Надо заниматься спортом - он поддерживает здоровье. Надо отложить денег и тогда со временем можно купить свою квартиру.
Но очень часто эта польза - достаточно умозрительная. В том смысле, что она по своей значимости не перевешивает других вещей. Она на уровне рассудка и размышлений. Ну да, знание английского может пригодиться в жизни. Но если ваша работа и учеба никак с ним не связаны и в ближайшем будущем тоже не будет - этого понимания будет не достаточно. Если у вас есть всего-навсего шесть часов для сна и все остальное съедает работа, дорога, быт - у вас скорее всего не будет сил на спорт, как бы полезен в теории он не был.
Но через несколько лет появляются новые возможности в жизни. И вдруг оказывается, что именно сейчас английский нужен как никогда, а времени на его освоение очень мало. Что можно было бы быть уже тренером, если бы не бросила тренировки пять лет назад. Что цены на жилье выросли и раньше оказывается был призрачный шанс на свою квартиру, а сейчас это полнейший анриал.
В этот момент и начинается очень острое сожаление "ах если бы я тогда..."

Смотрите, здесь начинает происходить несколько очень важных вещей. Во-первых, ваш нынешний опыт, ваша текущая жизненная ситуация переносятся в прошлое. Словно вы тогда должны были знать, что с вами произойдет через несколько лет и готовиться к этому. Во-вторых, как следствие этого, происходит обесценивание вашего прошлого выбора. А ведь именно он позволил вам прийти к нынешнему пониманию, переосмыслению ценностей, целей, приоритетов в жизни. В-третьих, это сожаление ест ваши силы, которые вы могли бы направить на что-то важное именно сейчас. И что самое грустное - еще через какое-то время приведет с сожалению уже об этом периоде: если бы вы сейчас действовали, то чего бы вы могли добиться через несколько лет в будущем?

Как с этим быть? Я бы предложила поразмышлять над следующими вопросами:
- В точке принятия решения, когда вы его принимали - что влияло на ваше решение? Что вы делали, на что были нацелены?
- Каковы были ваши намерения при этом? Зачем вы делали это: чего хотели добиться, что хотели получить в результате?
- Что в этом было наиболее важно для вас? С какими вашими жизненными ценностями это было связано? Актуальны ли эти ценности сейчас или они изменились?
- Когда вы приняли решение, о котором сейчас размышляете - как оно повлияло на вашу жизнь? Что осталось неизменным, что изменилось, что стало возможным для вас?
- Если бы вы приняли другое решение в тот момент, то что было бы невозможно для вас? Какие бы пути закрылись?
- Как вы думаете, в результате принятого вами решения - какой опыт оно вам дало? Как он сейчас влияет на ваше понимание вашей текущей ситуации в жизни?
- Как вы считаете, что важного хочет вам сказать ваше сожаление об упущенных возможностях? Что делает возможным сейчас это осознание? К каким действиям оно вас ведет? На какие вопросы вам нужно найти ответ, чтобы у вас действительно получилось то, что вам важно сейчас?

И после того, как вы ответите на эти вопросы, сделайте небольшой перерыв, а затем напишите рефлексивный отклик:
- С какими вопросами вам было легко, а с какими - сложно?
- Какие вопросы оказались для вас наиболее полезными? В чем была эта польза для вас?
- О чем они побудили вас задуматься? Что было новым для вас? Как это влияет на вашу жизнь?
- Какие самые первые действия в желаемом для вас направлении вы можете сделать сейчас, после того, как поработали с этой темой?
- Как вы сейчас себя чувствуете?

@темы: Письменные практики, Шаг к себе

15:26 

К теме тренинга, который я буду проводить в это воскресение. Потрясающее видео:


@темы: Копилка личного опыта, Тренинг, Шаг к себе

11:25 

Сегодня я хочу поговорить о важности чувства опоры и заземления. А так же о том, как этого добиться.
Начну с небольшого отвлечения. На рукопашке, когда учатся бить руками, ученики первого года смотрят на руки (логично правда: учим удары руками - смотрим на руки). Ученики второго года обучения смотрят на ноги: и это еще более логично. Потому что в руках нет ничего интересно. Вся сила удара идет от ног. Третий год уже смотрит на все тело в целом - потому что оно должно работать целиком на удар. А с четвертого года и далее вы уже высматриваете тонкости и нюансы, которые могут быть и в руках, и в ногах... да и вообще - в любом месте. Но то тонкости и нюансы.

Так вот, к чему это я? А к тому, что это очень важное чувство опоры. Если оно есть - любые наши действия становятся гораздо более эффективными. Нет опоры - и, может быть вам повезет, может быть ваши руки достаточно сильные, чтобы бить хорошо. Но может быть и не повезет.
Однако, если у вас есть опора, то ваш удар будет более эффективным. Экономичным по трате энергии, приносящим максимум результата. Быстрым, точным.
Плюсы можно перечислять долго, но мне кажется, что идея тут уже просматривается. Если у вас есть чувство опоры, то у вас открывается гораздо больше возможностей. Вам становится легче достигать ваших целей.

В психологическом плане чувство опоры может базироваться на большом количестве вещей. На наличии или отсутствии денег, на ощущении личной безопасности, стабильности и предсказуемости ситуации вокруг. На чувстве, что вы являетесь хозяином своей жизни, что вы можете влиять на нее. На наличии людей, которые вас поддерживают и разделяют ваши интересы. На ощущении себя профессионалом, на интересе к работе, к хобби, к жизни в конце-то концов.
Не все эти вещи легко поддаются контролю, не все напрямую зависят от вас.
Однако есть то, что вы можете делать - это создавать чувство опоры в вашем собственном теле. Как показывает практика, когда есть телесное ощущение (и, как следствие, когда у вас есть опыт наличия опоры) - становится значительно легче и проще обрести такую опору и в других сферах вашей жизни.

Соответственно, сегодня я предлагаю вам небольшое упражнение для того, чтобы почувствовать это телесно.
Встаньте, ноги на ширине плеч, расслабьтесь. Почувствуйте как вы стоите. Комфортно ли вам? Устойчиво ли вы стоите? Постойте так пару минут, вслушиваясь в свои ощущения. Меняйте позу, если эта окажется некомфортной. Постарайтесь найти такое положение, в котором вы не чувствуете зажатости, в котором вы можете стоять достаточно долго. Прислушайтесь к своим ногам. Как они чувствуются? "Пустите корни" в землю. Постарайтесь запомнить это ощущение. Какие у вас корни? Глубоко ли они уходят? Насколько разветвленная ваша корневая система? Все ли питательные элементы есть в земле, которые вам нужны? Вернитесь в свое тело и еще раз прислушайтесь к себе: какие у вас сейчас ощущения? Как сейчас вы чувствуете себя: какие эмоции у вас сейчас, насколько устойчиво вы стоите сейчас, комфортно ли вам? Откорректируйте еще раз свою позу, если это нужно. Запомните состояние "наличия опоры" и завершите упражнение.

@темы: Шаг к себе, Слушая тело, Копилка личного опыта

10:18 

Bullet journal

Сегодня я хочу рассказать о замечательной системе ведения дневников.
Небольшое предисловие. Практически все исследования твердят о том, что для того, чтобы эффективно планировать свое время, стоит как можно меньше вещей держать в голове. Говоря компьютерным языком - чем меньше вы загружаете мелочами оперативную память - тем у вас ее больше для решения действительно важных задач.
Но. Лично у меня всегда была сложность, что типовые планировщики мне не подходят и я быстро их бросаю. Соответственно, голова тут же переполняется множеством вещей, за которыми надо следить: деловые вопросы (когда кто приедет-уедет, кому заплатить или когда поступят деньги мне), учеба (у меня параллельно сейчас идет курс для фасилитаторов письменных практик, курс по арт-терапии и подготовка к квалификационной работе по нарративной практике). Встречи с друзьями и знакомыми, тренировки, читаемые книги (тут тоже обычно не все так просто и читаю я проф литературу по нескольку книг за раз). Сериалы (часть из них я пересматриваю на английском). Физическая активность, идеи для статей, идеи для работы и еще какая-то немыслимая куча вещей.
В один прекрасный момент я начинаю понимать, что не в состоянии запомнить простой список из покупок в магазине.
На мое счастье, на курсах нам рассказали о замечательной системе Bullet journal. Я ее опробовала на себе и хочу немного о ней рассказать.
Основная идея bullet journal - это система, которую вы настраиваете под себя. читать дальше

В целом, продолжать можно разными вариантами. Единственное, что стоит помнить, что система не предполагает "резервирования" чистых листов под какие-то разделы. К примеру, совершенно спокойно можно "прервать" ежедневник для записи идей, задач или еще чего-нибудь, а затем вернуться. Просто надо это отметить в содержании.

Что дает эта система? Легкость в поиске (заглянула в содержание - там все есть). Легкость в планировании. Да, на следующий месяц надо будет перенести все "лапками". Но даже это плюс - есть возможность оценить, насколько удобно, насколько нужно. Можно изменить формат, оформить так, как хочется. Освобождение "оперативной памяти". Минимальное время на планирование, отслеживание выполнения планов и их изменение.
Так что в целом рекомендую, если у вас есть потребность сделать органайзер под себя.

@темы: Шаг к себе, Письменные практики, Копилка личного опыта

13:43 

Подошел к концу курс по нарративной практике и надо выбирать тему для квалификационной работы. А выбрать пока не могу: столько всего интересного и как из этого многообразия выбрать - не понятно.

Пока что лидируют темы:

- Работа с мотивацией. Нарративная беседа о том, что мотивирует, что наоборот - убивает мотивацию. Какие способы поддержания мотивации есть и какие можно использовать еще. Какие дела дают заряд энергии и служат "батарейкой" для достижения целей в других областях жизни. Кто поддерживает человека в его стремлениях и какая помощь нужна на самом деле.

- Копинговые стратегии. Это стратегии справления со сложными жизненными ситуациями. Как человек "сопротивляется проблеме", что делает для того, чтобы сохранить себя, свои ценности. Что помогает прожить тяжелые моменты и вернуть себе контроль над собственной жизнью, вернуть себе "свою жизнь".

- Исследование сексуальности. Нарративная беседа, которая позволит лучше понять, что такое сексуальность для человека. Какие есть "маркеры", какие есть ограничения. Насколько есть соответствие внутренним представлениям о том, что такое "быть сексуальным" и почему важно или не важно для человека. Как это влияет на принимаемые решения, на то, как человек живет.

- Гендерный вопрос. Что значит "быть женщиной" или, соответственно "быть мужчиной". Какие ограничения это накладывает и какие возможности открывает. Какие идеи связаны с понятием гендера для человека и как они влияют на его жизнь.

- Сепарация от родителей во взрослом возрасте. Какие идеи кажутся важными и почему. Что помогает сепарации и что мешает. Какие долженствования есть у детей и какие есть у родителей. Как отпустить ребенка во взрослую жизнь для родителей и как отделиться от ожиданий родителей для детей.

- Жизнь в паре. Какие есть доминирующие идеи о том, "как это должно быть". Какие есть ожидания от партнера. Что способствует укреплению отношений в паре и что мешает.



В общем, это я к чему? Пока что у меня нет явных предпочтений среди этих тем. И сейчас еще можно маякнуть, если вам какая-то из этих тем актуальна. Это с одной стороны может повлиять на ее выбор в качестве основной. Либо как минимум на то, что я буду писать по этой теме посты и делиться интересными упражнениями.

@темы: Нарративная практика

16:04 

Что прячет героиня фильма от мужа?

Американцы - преподаватели юриспруденции в одном из университетов, на юридическом факультете, для иллюстрации реального существования гендерных различий в способе мышления сняли небольшой учебный фильм.
Вот такой:
Обычная среднестатистическая жилая комната, в ней стол. За столом спиной к зрителю сидит женщина. Hа столе - атрибуты семейной жизни: свадебная фотография, что-то еще. Женщина достает из ящика стола маленькую зеленую шкатулку, открывает (причем зритель не видит, что внутри), вздыхает, опускает голову, начинает тихонько всхлипывать, берет свадебное фото, кладет его изображением вниз: В это время за дверью комнаты слышны приближающиеся шаги и мужской голос: "Дорогая! Ты там?" Женщина быстро кладет что-то в шкатулку, засовывает ее глубоко в ящик стола, запирает ящик, ставит обратно фото. Входит муж. Затемнение. Конец.
После просмотра студентов просили письменно ответить на вопросы по фильму. Один из вопросов был: "Что прячет героиня фильма от мужа?"

@темы: Логика, однако!

How to...

главная